slavikap_2 (slavikap_2) wrote,
slavikap_2
slavikap_2

Categories:

"Приключения Электроника": книга и фильм

Оригинал взят у steblya_kam в "Приключения Электроника": книга и фильм

Я и не подозревала, что фильм "Приключения Электроника" считается культовым и пользуется большей известностью, чем книга.
Для меня ПЭ - это всегда была серия повестей Евгения Велтистова, с которыми я росла. Фильм я увидела гораздо позже (лет в 12), и он вызвал у меня большое недоумение. Да, актёры-близняшки были симпатичные, Караченцов в роли непутёвого и совсем не страшного Урри был уморительно смешон, но в целом фильм не понравился - сценарий показался глупым и халтурным, особенно третья часть с кражей картин.
Однако, видимо, уже тогда во мне эффективно функционировал филолог. Потому что уже при первом просмотре фильма я уловила его концептуальные отличия от книги. Я поняла, что режиссёр видел отношения пары двойников совсем не так, как автор книги. Сейчас, почти четверть века спустя, я пересмотрела фильм, и мои тогдашние наблюдения подтвердились. Попробую сейчас изложить их взрослым языком.

Повести Велтистова (особенно первая) написаны в определённом культурном контексте - "битвы физиков и лириков". Электроник первой книги - это идеальный "физик без лирики", мышление без чувств. Он, правда, способен математически рассчитать скорость игры на пианино, но по сути в искусстве ничего не понимает. На уроке рисования он вместо пейзажа чертит график движений лыжников. Человеческим эмоциям он учится постепенно и с большим трудом, пройдя через угрозу перегорания.
В фильме Электроник одинаково одарён во всех аспектах - он не только гениальный математик, он ещё и рисует прекрасный портрет учительницы, и поёт ангельским голосом чувствительную песню. Более того, он (в отличие от книжного Электроника, который постоянно попадает впросак) откуда-то знает нормы поведения в обществе, и его оплошности обычно не превышают оплошностей нормального ребёнка из старомодной интеллигентной семьи (например, он не понимает жаргона). В фильме он успешно подменяет Сыроежкина не только в школе, но и в быту - в книге эта попытка терпит провал.
Далее, в фильме, несмотря на заявление профессора, что Электроник не умеет улыбаться, он с самого начала обладает автономией и способностью испытывать чувства: он убегает от профессора потому, что хочет свободы, а не потому, что его (как в книге) включили в розетку без переходника. Кстати, и штепселя (навязчиво упоминаемого в книге) у него в фильме нет. В фильме Электроник постоянно выражает своё отношение к происходящему, у него есть собственное желание (стать настоящим человеком). Однако мораль фильма состоит в том, что он и так настоящий человек - точно так же, как Железный Дровосек и так способен любить, не нуждаясь в специальном органе. И подобно тому, как Железному Дровосеку нужно ритуально вставить тряпичное сердце, чтобы он поверил в свою полноценность, так и Электроник должен ритуально улыбнуться и заплакать. (Ничего себе! Значит, физиологическая способность плакать была запроектирована? В книге-то в этой сцене плачет Сыроежкин).
Кроме того, в фильме у Электроника есть необъяснимые способности - мгновенно появляться и исчезать, чинить механизмы прикосновением руки, что делает его скорее магом, чем роботом.
Напротив, Сыроежкин в фильме гораздо отрицательнее, чем в книге. В книге он нормальный любознательный ребёнок, которому не хватает организованности и который поддаётся слабостям. В фильме он лентяй и оболтус, школу ненавидит. В книге он решается открыть правду, потому что не выдерживает затянувшей его трясины вранья. В фильме его демонстративно карают одиночеством и изгойством (чего стоит только невозможная у Велтистова сцена, где родители уезжают на пикник с Электроником вместо Сыроежкина).
Книга - о воспитании обоих героев, причём Электроника даже в большей степени, чем Сыроежкина (тот всего-навсего стал больше интересоваться учёбой). Фильм - про воспитание только и исключительно Сыроежкина (в котором принимает участие весь класс). Электроник в воспитании не нуждается, он и так совершенен. Разве что ему нужно чуть-чуть спуститься с небес на землю.
Таким образом, если в книге Велтистова Сыроежкин и Электроник - взаимодополняющая пара (чувства без мозгов и мозг без чувств, которые учатся друг у друга недостающим качествам), то в фильме Электроник - идеальная версия Сыроежкина. Его платоновская идея, так сказать.
И здесь все странности, которые произошли с этим героем в фильме, получают объяснение. Электроник в фильме вписан не в контекст научной фантастики про "физиков и лириков", а в контекст сказки - на пересечении между "Пиноккио" и "Маленьким принцем". (Аллюзия на Экзюпери возникает в песне Сыроежкина - "Тем, кто за нас в ответе..."). Точнее, Электроник - это Маленький Принц, который ошибочно считает себя Пиноккио. Но если в первой половине 20-го века Маленький Принц прилетал со звёзд, то во второй половине 20-го века его конструируют инженеры. Занятно.
Любопытный поворот сюжета об очеловечивании робота, который не снился даже Азимову. Интересно, сами-то авторы фильма поняли, что у них получилось?
Tags: кино
Subscribe
promo slavikap_2 march 30, 2015 20:05 3
Buy for 50 tokens
Дорогие друзья и гости моего блога! Предлагаю вам разместить рекламу своего наиболее интересного поста в Промо моего блога на этом месте. Тогда ее сможет увидеть до 7000 уникальных пользователей интернета в течение суток. Единственное условие - никакой политики, эротики и т.д. и т.п. И всего-то за…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments