slavikap_2 (slavikap_2) wrote,
slavikap_2
slavikap_2

Российское "восьмое" чудо света

Оригинал взят у pantv в Российское "восьмое" чудо света


Янтарная комната считается в России восьмым чудом света.
Вообще, в каждой стране есть свое "восьмое чудо света" - в Китае это Великая китайская стена, у Индии - Тадж Махал, у Турции - Памукалле с солеными ваннами и водопадами, у Шпака магнитофон, у посла медальон...
Янтарная комната представляет собой высочайшую ценность для России, как в материальном, так и в художественном планах. Наверное еще и в связи с информационной шумихой вокруг нее (пиар) потому что ее сначала подарили, потом отдарили украли, потом спрятали, оставив кучу тайн и загадок... да и стоит она не мало и до сих пор не найдена.



Курфюрст Фридрих III (1657 - 1713), в 1701 году коронованный как король Пруссии Фридрих I, сразу после вступления на престол взялся за перестройку своей столицы, дворцов и королевской резиденции.
Скорее всего, на создание янтарного пространства во дворце настояла супруга, королева София-Шарлотта, она любила все новое и необычное.

Возможно, к мысли о такой комнате, королевскую чету подтолкнул визит в столицу янтарного промысла - Кенигсберг. Повод был важный - коронация. Там же черте подарили две прекрасные картинные рамы из янтаря. А у женщины как? Раз есть рамы, нужна и стена из янтаря для гармонии, а где стена там и вся комната. Они и сейчас действуют тем же методом - купят туфли красного цвета и потом под них требуют шарфик, сумочку, шляпку, платье и автомобиль... красненький... но это я отвлекся.


Король Пруссии Фридрих I и его супруга  София-Шарлотта.

В декабре 1701 года проект перепланировок, представленный архитектором И.-Ф. Эозандером королевской чете, был утвержден, и мастер стал любимым архитектором королевы.

Сегодня известно, что именно Эозандер является автором проекта оформления Янтарного кабинета, долгое время считавшегося созданием Шлютера.

Для реализации амбициозной идеи в сентябре 1701 года был приглашен из Копенгагена резчик по янтарю и слоновой кости Г. Вольфрам. Однако летом 1706 года между ним и Эозандером вспыхнул конфликт: по словам придворного архитектора, Вольфрам работал слишком медленно и не придерживался утвержденного проекта.

Датчанина сменили мастера из Данцига (нынешний Гданьск) Э. Шахт и Г. Турау, приступившие к работе над янтарными панелями в 1707 году и в течение шести лет трудившиеся над уникальной отделкой. Первоначально комната с янтарными панелями предназначалась для дворца Литценбург — личной резиденции королевы;

Но в 1709 году София-Шарлотта скончалась. Янтарная комната еще не была завершена и Фридрих I решил сохранить дворец таким, каким он был при жизни его супруги.

Готовыми янтарными панелями было решено отделать галерею в Ораниенбурге. Однако, несмотря на продолжавшиеся работы, галерея не была завершена до смерти Фридриха I (1713), и в Ораниенбурге янтарные панели также не были установлены.

Новый король Пруссии, Вильгельм I отослал фрагменты комнаты в Берлин, где они были замечены Петром I, в то время собиравшим разнообразные экспонаты для музея Кунсткамера. Российский император не скрывал своего восхищения и желания иметь подобное уникальное творение у себя на родине.

Именно тогда Вильгельм I подарил Петру ставшую ему ненужной комнату, прекрасные панели которой много лет так и не нашли своего места в Германии.

Случилось это в ноябре 1716 года в связи с заключением союза между Россией и Пруссией. Петр I писал тогда императрице Екатерине: «Король подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали».

Через два года русский император послал Фридриху-Вильгельму алаверды ответный презент — 55 гренадер исполинского роста и собственноручно исполненный кубок из слоновой кости... как говорится, все что могу. Богатырей на Руси в те времена хватало, а вот с кабинетами было напряжно. Возникает только мысль - почему 55, почему не 50 или 60?! Если кто знает, сообщите )))

Богатыри были немцу очень нужны. «Фельдфебель на троне», как называли короля Вильгельма I, собирал солдат-великанов для своей Потсдамской гвардии. В поисках потенциальных потсдамских гвардейцев агенты прусского короля рыскали по всей Германии. Доходило до кражи молодых монахов из монастырей.

В гвардию Фридриха-Вильгельма I едва не угодил обучавшийся в германских землях юный Михайло Ломоносов. Так что Петр ему явно угодил..

Согласно сохранившейся описи, разобранный Янтарный кабинет был доставлен в Санкт-Петербург через Мемель и Ригу в 18 больших и малых ящиках, содержавших наряду с готовыми панелями большое количество ранее не использовавшихся фрагментов. К документам прилагались наставления по поводу того, каким образом следовало распаковать янтарные украшения перед монтажом.

2 июля 1717 года А. Д. Меншиков осмотрел доставленные и распакованные в соответствии с инструкцией панно в Летнем дворце и сообщил царю об их состоянии: «Кабинет янтарный Вашему величеству от короля прусского подаренный я пересматривал и поставлен в ящиках тех, в коих привезен, в большой палате, где собираются гости, в котором гораздо немного или почти мало, чтоб попортилось. Некоторые маленькие штучки повыпадали, однако ж заклеить, а хотя б иных и не было, то можно вновь ставить. Истинно сказать, что самая диковина, которой на свете подобной не видал».

Кто из русских читает инструкции?! Вскоре выяснилось, что "комната" из янтаря, вовсе не комната и полностью собрать ее невозможно. Явно были и лишние детали, оставшиеся от сборки, которые выбросили в провасть растащили.
Поэтому янтарные красоты кусками разместили на территории Летнего дворца (на фото ниже) и на этом успокоились.



Янтарная комната (как комната) была восстановлена уже после смерти Петра I его дочерью, Елизаветой Петровной. В 1743 году она приказывает архитектору Растрелли собрать Янтарную комнату в Третьем Зимнем дворце, при необходимости, дополнив её недостающими частями. Для починки и исправления янтарных деталей пригласили итальянского мастера А. Мартелли.


Елизавета Петровна.

Комната была большой, янтаря не хватало. Растрелли поступил мудро, сделал зеркальные вставки, а недостающие детали (скорее всего) попросту заменили раскрашенными желтой краской деревяшками, стеклами и камешками. Получилось симпатично, потому что императрица была довольна.

В июле 1755 года Елизавета Петровна приказала Растрелли создать новую Янтарную комнату в Большом Царскосельском дворце. Начальнику канцелярии Императорского кабинета В. Фермору поручили бережно разобрать панели в Зимнем дворце и уложить их в ящики. Из Царского Села была прислана специальная команда, “76 гвардейцев, силачей и аккуратистов”, которые за шесть дней бережно, на руках, перетащили его в Царское Село. Так «восьмое чудо света» обрело свой "дом" в России.

Отведенный для Янтарной комнаты зал Большого Царскосельского дворца площадью 96 квадратных метров значительно превышал ее прежние размеры. Растрелли разместил панели симметрично, в среднем ярусе трех стен, разделив их пилястрами с зеркалами и украсив комнату деревянной золоченой резьбой. Для установки панно на стены вновь пригласили мастера Мартелли.

Там, где янтаря не хватало, фрагменты стен были затянуты холстом и расписаны «под янтарь» художником И. И. Бельским.

Флорентийские мозаики в бронзовых обрамлениях, украшенных по углам драгоценными камнями, мозаичные картины которые изображали пять чувств – зрение, слух, вкус и – в одной композиции – обоняние с осязанием, подарил император Священной Римской империи Франц I.



Учитывая хрупкость материала, для комнаты был выделен специальный смотритель, который постоянно выполнял небольшие реставрационные работы. В 1758 году на эту должность был приглашен из Пруссии Ф. Роггенбук, возглавивший работы по созданию новых янтарных изделий в мастерской Царского Села.


Екатерина Великая.

В 1763 году императрица Екатерина II издала указ о замене расписных холстов и изготовлении янтарных панелей для нижнего яруса стен. Вместе с Роггенбуком к работе приступили его сын Иоганн, а также другие мастера и их русские ученики. Для полного заполнения комнаты работами из янтаря ушло четыре года и 450 килограммов янтаря.

К 1770 году создание Янтарной комнаты было завершено. Комната приобрела свой окончательный вид.



Янтарный убор, занимавший три стены, был расположен в три яруса. Центральный (средний) ярус составили восемь больших вертикальных панно. В четырех из них установили композиции из цветных камней, исполненные в 1750-х годах во Флоренции в технике флорентийской мозаики по эскизам Д. Дзокки и изображавшие аллегории пяти чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние.



В промежутках расположили высокие зеркальные пилястры. Прямоугольные янтарные панно были помещены в нижнем ярусе комнаты. В северо-восточном углу поставили маленький янтарный столик на изящно изогнутой ножке.

Дополнительное убранство комнаты составили наборные комоды русской работы и китайский фарфор. Здесь же, в застекленных витринах, хранилось одно из самых значительных в Европе собраний янтарных изделий XVII–XVIII веков работы немецких, польских и русских мастеров.

Поскольку резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарь, только в XIX веке трижды проводилась реставрация Янтарной комнаты: в 1833, 1865, 1893–1897 годах. Позднее, в 1933–1935 годах, небольшие реставрационные работы велись скульптором И. Крестовским. На 1941 год была намечена серьезная реставрация памятника.

В 1939 году Йозеф Геббельс, министр пропаганды в Третьем Рейхе, приказал вернуть в фашистскую Германию те произведения искусства, которые каким-либо образом оказались за пределами страны. Поскольку, то такой деятель искусства в Германии, как Альфред Роде решил вернуть ее на родину, в Кёнигсберг. Он взбудоражил всю страну известием о том, что величайшее произведение немецкого искусства находится в России, поэтому кампания по ее возвращению была очень масштабной.

В первые дни Великой Отечественной войны в Екатерининском дворце началась эвакуация музейных ценностей; из-за хрупкости янтарных панелей решено было их не демонтировать, а произвести консервацию на месте: панно оклеили бумагой, затем марлей, обложили ватой и закрыли деревянными щитами.

Когда в город Пушкин ворвались немецкие части, включавшие специалистов команды «Кунсткомиссион», которая занималась вывозом художественных ценностей, янтарные панно были сняты и отправлены в Кенигсберг. В дарственной книге Кенигсбергского музея под № 200 сохранилась запись о том, что Янтарная комната подарена музею Германским государственным управлением дворцов и садов.

Янтарные панно и резные позолоченные двери были выставлены в одном из залов Кенигсбергского замка, где находился музей янтаря.

Его директор А. Роде в 1944 году писал, что Янтарная комната, вернувшись на свою родину, является лучшим украшением Кенигсберга. Роде считал решение Фридриха-Вильгельма I подарить Янтарную комнату Петру I ошибкой и назвал её вывоз в Германию «акцией по спасению достояния немецкого народа».

Это было последнее место, где демонстрировалась уникальная отделка.

27 и 29 августа 1944 года в ходе бомбардировки Кёнигсберга английской авиацией часть Королевского замка, где тогда находилась комната, была разрушена. Но 2 сентября Роде доложил в Берлин, что реликвия уцелела.



В 1944 году, при отступлении немцев, панели снова были разобраны, упакованы в ящики. Альфред Роде участвовал в вывозе или захоронении комнаты. Существует версия, что после этого он был подвергнут действию гипноза и наркотических веществ. Возможно, это было сделано для того, чтобы искусствовед не смог вспомнить, где находится место, в котором он закопал части Янтарной комнаты. С этого времени следы Янтарной комнаты теряются. Ее поиски пока не дали результатов.



После окончания войны нацистского искусствоведа допрашивали члены советской Комиссии по делам искусств и культурно-просветительных учреждений. Альфред Роде действительно потерял память, после чего, считая своим долгом вернуть комнату, помогал советским властям в её поисках.
Со временем к нему даже стала возвращаться память, он вспоминал некоторые эпизоды того дня, припомнил тот факт, что распилил некоторые части комнаты, после чего спрятал их в ящиках.

Однако стоило ему подобраться вплотную к разгадке этой тайны, как он внезапно умер вместе со своей супругой.

Комнату искали. Было расследовано около 250 различных версий ее нахождения. Но увы...

В 1967 году - после того, как отбывавший заключение в варшавской тюрьме нацистский военный преступник Эрих Кох сообщил польскому журналисту, что Янтарная комната, не погибла во время пожара в августе 1944 года и намекнул что он знает где она.
Правда, где именно она находится, Кох не сказал, но и этого хватило. Кстати, возможно поляки не все передали СССР. Вы знаете до какого возраста просидел в тюрьме Кох? Он умер в польской тюрьме в 90 лет. Его "камера" находилась в одном из польских старинных замков, в которой был телевизор, библиотека и всегда свежая пресса. С чего бы это вдруг, в социалистической Польше-то?!

Существует ещё множество легенд, связанных с её исчезновением и местонахождением. Небезызвестная Джуна Давиташвили утверждала, что Янтарную комнату похитили... инопланетяне. Дескать, янтарь - солнечный камень - настолько впечатлил их своей животворной энергией, что пришельцы из другой галактики решили сохранить землянам жизнь. Отказались от идеи уничтожить нашу планету в благодарность за “позаимствованную” у нас Янтарную комнату...

Вариантов настолько много что все их привести невозможно. Поэтому ниже этакий антинаучный янтарный ТОП вариантов местонахождения:
Первый – она лежит в заваленных подземельях Королевского замка.
Второй – комната вернулась на подлинно историческую родину – морское дно, вместе с потопленным судном, на котором перевозилась из осаждённого Кёнигсберга.
Третий – комнату нашли в своей зоне оккупации американцы, и она втайне была переправлена в хранилище золотого запаса США – форт Нокс, откуда Россия сможет ее забрать только водрузив над фортом свой флаг (что вполне возможно в будущем).

Но есть и еще одна, вполне вероятная версия по которой Янтарная комната была ПОДАРЕНА Иосифом Сталиным “другу СССР”, американскому миллиардеру Арманду Хаммеру в июне 1941 года.

За несколько лет до этого точную копию комнаты изготовили под руководством известного архитектора Барановского.

После этого подлинная Янтарная комната якобы была отправлена в Эрмитаж и затем в США, а копия, которая была сделана не хуже, чем оригинал, осталась в Царском селе радовать граждан СССР. Таким образом, получается, что комната, вывезенная в Кёнигсберг, являлась лишь искусной копией.

Алексей Толстой (автор романа “Петр I”) советовал Сталину подарить ее Германии, чтобы символизировать самые искренние намерения СССР соблюдать все условия соглашения Молотова -Риббентропа. И вроде бы Сталин идеей заинтересовался.
Сомнительно, но в то время и не такое бывало.

Через 30 лет после войны стало ясно, что Янтарная комната пропала всерьез и надолго. Поэтому в июле 1979 года Совет Министров РСФСР принял решение о ее воссоздании. Нашли 86 фотографий комнаты, в том числе цветной автохром 1917 года. Работы над начались по проекту архитектора А. А. Кедринского. Янтарный берег давно стал частью территории СССР, и с сырьём проблем не возникло. Уже через год в Янтарной комнате появился живописный плафон, верхний ярус комнаты, расписанный «под янтарь», и наборный паркет. Участки, занимаемые янтарными панно, временно затянули холстом. Постепенно комната наполнялась воссозданными янтарными шедеврами.

В 1994 году были установлены первые янтарные панели нижнего яруса и угловой столик, воссозданные реставраторами Царскосельской янтарной мастерской. Еще через два года мастера завершили работу над первой флорентийской мозаикой «Зрение». В апреле 2000 года в музей-заповедник вернулись обнаруженные в Германии наборный комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», входившие в первоначальное убранство комнаты.



Работа над воссозданием «восьмого чуда света» продолжалась 24 года. Возможно, однажды пропавшая комната вновь вернётся в Россию, а пока что её место занимает эта точная янтарная копия, которую успели изготовить к 300-т летнему юбилею Санкт-Петербурга. Поэтому мы можем ей сейчас любоваться...

















В рамы кроме янтаря, вставлены и драгоценные камни.



Будет время, загляните в Екатерининский дворец Царского села (Пушкинский район СПб). Пока и эту комнату с янтарем инопланетяне не облюбовали... )))



Основа инфы http://tzar.ru/museums/palaces/c_atherine/amber_room кстати на сайте находится замечательная возможность посмотреть комнату виртуально со всех сторон.
Другие посты в Екатерининском дворце:

"Большой тронный зал" и косяки его восстановления
Зимой "Царское село" или город "Пушкин" не менее прекрасен
Фото (С) с разных мест интернета. Моих фото тут нет, фотографировать во время экскурсии запрещено )))
Subscribe
promo slavikap_2 march 30, 2015 20:05 3
Buy for 50 tokens
Дорогие друзья и гости моего блога! Предлагаю вам разместить рекламу своего наиболее интересного поста в Промо моего блога на этом месте. Тогда ее сможет увидеть до 7000 уникальных пользователей интернета в течение суток. Единственное условие - никакой политики, эротики и т.д. и т.п. И всего-то за…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments